ГЛАВНАЯ | Проектная деятельность | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД

 
Вторник
11.12.2018
07:08
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад №31 "Журавушка"
Главная Регистрация Вход
Проектная деятельность »
Меню сайта

...
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Проект "Хороша игрушка расписная"

Проект "Использование игровых технологий учителем – логопедом и воспитателем для работы с детьми с ОНР"

 

 

Практико-значимый проект по теме: «Использование игровых технологий учителем – логопедом для работы с детьми с ОНР»

Автор проекта: Петрущенкова Ольга Валентиновна, учитель-логопед

МДОУ ЦРР д/с № 31 «Журавушка» г.Серпухов

Актуальность.На современном этапе развития общества инновационные процессы затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

            Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Игровая форма непосредственной образовательной деятельности создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к обучению.

Цель: создание условий для использования игровых технологий в процессе развития речи у детей с ОНР.

Задачи проекта:

  • анализ методической литературыпо подбору дидактических и словесных игр, способствующих преодолению ОНР у детей дошкольного возраста;
  • разработать перспективу комплексно-тематического планирования использования словесных и дидактических игр;
  • создать благоприятную атмосферу по обогащению познавательно – речевого опыта ребенка;
  • развивать речь детей с ОНР в лексико-грамматической  и фонетической  направленности через интегративные образовательные области посредством использования игровых технологий;
  • проанализировать результативность и перспективность воздействия игровых технологий на развитие речи детей с ОНР.

Участники проекта:дошкольники с речевым заключением ОНР, учитель-логопед, родители.

Практическая значимость проекта.

Данный проект направлен на:

  • развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
  • создание методических разработок и рекомендаций по данному направлению;
  • практическое сотрудничество взрослого и ребенка во время игры.

Ι. Основная часть.Теоретическое обоснование использование игровых технологий учителем - логопедом для  работы с детьми с ОНР.

1.1. Теоретическая значимость игровых технологий. Виды игр и их использование в работе по развитию речи детей с речевым заключением ОНР.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме педагогических игр.

 По мнению Г.К.Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям.   Критерии технологичности:

Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающее философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. 

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязь всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций в процессе обучения проходит по таким основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве ее средства;
  4. вучебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы педагогических игр:

- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические.

           Если рассматривать процесс речевого развития детей в свете инновационных технологий, то игровые технологии занимают обширную нишу в данном образовательном направлении работы с детьми. Особо хотелось бы обратиться к системе словесных приемов словарной работы, где значимые позиции занимают словесные игры и упражнения, направленные на предупреждение речевых недочетов, активизацию словаря детей, развивают у них внимание к слову и его значению, достаточно быстро формируют практические речевые навыки.

           Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах углублять свои знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях.

            В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

            В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе, развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Игры, помогающие подготовить ребенка к школе – это игры, которые развивают элементарные  представления об окружающем мире, знакомят со звуковым анализом слова, готовят руку к письму. Почти каждая игра имеет вариативность: от «простого к сложному».

Дидактическая игра имеет определенную структуру:

- содержит обучающую дидактическую задачу;

- игровые правила;

- игровые действия.

            Играя, дети решают поставленную задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры» (Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» М.,1982). Благодаря правилам, педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Для выбора  дидактической словесной или настольно-печатной игры необходимо учитывать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны опираться на уже имеющиеся знания и представления. Особенно актуально это условие звучит сейчас, когда значительно выросла речевая патология у детей.Принцип от «простого к сложному» крайне важен для детей с речевым заключением ОНР, когда все языковые компоненты страдают в той или иной степени тяжести. Поэтому логопед берёт на вооружение своеобразную мотивационно-практическую базу, представленную системой словесных и дидактических игр       , использование которых происходит согласно тематическому планированию и уровню речевого развития детей.

Выводы:

Игра – это естественная потребность ребёнка дошкольного возраста, содержание которой может варьироваться в зависимости от его возможностей и, обязательно имеет результативность, а также перспективу на расширение границ её содержания, изменения итогового результата в зависимости от поставленных задач.

ΙΙ. Практическая часть.

2.1. Использование игр в работе учителя-логопеда, их виды, структура, принцип отбора для занятий с детьми с ОНР.

В отечественной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности. Фронтальная непосредственно образовательная деятельность строится с учетом требований как общей дошкольной педагогики, так и специальной. Одним из таких ключевых требований является включение в занятие разнообразных игровых и дидактических упражнений с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей. В последующей подгрупповой и индивидуальной работе логопед должен отслеживать потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия и воображения; включать регулярное повторение усвоенного речевого материала, используя уже знакомые игры и игровые упражнения, а так же включая игровой материал по аналогии.

Игра – самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место. Можно влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. Взрослый не должен ставить перед играющим ребенком дидактические цели, связанные с освоением форм и функций речи. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными и увлекательными.

В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.Как отобрать словесную игру для решения той или иной задачи?

Для удобства использования  словесных игр их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай – кА», «Магазин», «Радио», «Да - нет» и т. д.  Вторую группу составляют игры, используемые для умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?».

           Игры, с помощью которых развиваются умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом»  и т.д., то есть направленные на развития базовых психических процессов.

 В особую четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Съедобное – не съедобное», «Белое и черное не называть» и т.д.

 В каждой дидактической  словесной игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании. В каждой игре в большей степени уделяется внимание развитию памяти или внимания или мышления. Основная цель правил игры – организовывать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее…факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которыми мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактором» (Л.С.Выготский).

            Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

           В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, активизация психических процессов, повышение уровня речевого развития;
  • установление соответствия отобранной игры  программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение места и времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятии или в свободное от других режимных процессов время); 
  • определение количества играющих;
  • определение речевого уровня и речевых возможностей детей;
  • выбор необходимого речевого материала;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи;
  • подготовка к игре самого педагога: он должен осмыслить весь ход игры, свое место в игре и методы руководства.

 

2.2. Перспективное тематическое  планирование игр, используемых учителем-логопедом в работе с детьми с ОНР.

Тематическое планирование становится все более популярным в дошкольном образовании. Предложенный в такой системе материал педагоги и логопеды могут варьировать в целеполагании и содержании в зависимости от уровня развития детей, пройденного материала.

Перспективное тематическое планирование словесных и дидактических игр для подготовительной группы детей с ОНР.

Период обучения

Лексические

темы

Формирование словаря (игры)

Грамматический строй речи (игры)

Звуковая культура речи (игры)

сентябрь

«Осень», «Овощи и фрукты», «Сад-огород»

«Времена года»,  «Где был? Что видел?», «Чудесный сад!»

с/и «Продолжи ряд», с/и «Назови одним словом»

«А что у вас?»  (ед. и мн.ч. сущ.)

«Разложи картинки» (мой, моя, моё + сущ.),

с/и «Мой, моя, моё, мои»

«Какие звуки спрятались в словах?», «Звучащие слова», с/и «Поймай звук»

 

 

 

 

 

 

октябрь

 

 

 

 

 

«Одежда», «Обувь», «Головные уборы»,

 «Семья. Дом»

«Собери букет», «Мир вокруг нас», «За покупками в магазин», с
с/и «Наоборот»(антонимы)

«Что из чего сделано?» (обр. относит.Прил), «Большой – маленький» (уменьшит.-ласкат. форма сущ.), с/и «Назови соседа ласково»

«Так ли это звучит?», с/и «Гласный – согласный», с/и «Кто внимательней?»

ноябрь

«Животные и их детёныши», «Посуда», «Продукты питания»

«Кто где живёт?», «Чей домик?»,  «Зоопарк», «Собери семью»,

«Кто что ест?»

с/и «Четвёртый – лишний», «Волшебная посуда»

«Один – много» (мн.ч. Р.п.), «Чего не хватает?» (обр. Р.п. сущ), с/и «Чей ребёнок?», «Чья мама?», Чья голова? Чей хвост?» (обр. прит.прил.)

«Домики для звуков»,

«Звонкий – глухой», с/и «Подбери словечко»

декабрь

«Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Игрушки» 

«Времена года», «Мир вокруг нас», «Предметы из сюжетов», с/и «Что растет на елке?»,

с/и «Играем в рифмы»

«Что перепутал художник?», с/и «Один – много»

 

«Согласные твёрдые – мягкие»,« Делим слова на слоги»

январь

«Мебель»,  «Зимующие птицы», «Домашние животные и их детёныши», «Транспорт»

 

«Верю , не верю», «Логический поезд»,  «Кто есть кто?», с/и «Летает – не летает» ,с/и «Да – нет»

«Чьи следы?»,

«Что быстрее, кто сильнее?»

«Я учу буквы»,  «Что в доме?

«Слова – паронимы»

февраль

«Наш город», «Наша улица», «Профессии»,

«Электроприборы»

 

«Расскажи про свой город»,  «Кто больше?», с/и «Кто больше назовет действий?», с/и «Слова – родственники»

с/и «Кто больше?» (согл. прил + сущ),

«Звуковые часы», «Говори правильно», «Измени словечко», «Что в машине?»

 

 

март

«Весна», «Птицы», «Рыбы», «Наш город»

с/и «Весеннее слово», «Как можно назвать весну», «Скажи наоборот»

с/и «Телефон», с/и «Самый умный», с/и «Узнай профессию»

«Что в машине?», «Кто быстрее соберет вещи?», «Веселый паровозик»

апрель

«Инструменты», «Цветы. Кустарники. Деревья», «Сад – огород»

«Отвечай быстро», «Что в саду? Что в огороде?»

«Логические пары», «Что перепутал художник?»

«Цепочка слов»,

«Найди место звука в слове», «Кто в домике живет?»

май

«Поздняя весна», «Насекомые»

«Налесой полянке», «Собери букет»

Повторение уже знакомых игр.

«Волшебные слова», «Буквоежка и три гнома»

2.3 . Конспект  НОД «Домашние животные на деревенском дворе»

Тема: «Домашние животные и их детеныши на деревенском дворе»

(подготовительная к школе группа)

Программное содержание:

1.формирование словаря: продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого словаря;

2. совершенствование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

3. грамматический строй речи: упражнять в согласовании слов в предложении.

4. закреплять умение  детей играть в различные дидактические игры,

5. развитие творчества, самостоятельности в двигательных действиях в процессе образовательной деятельности во время физминутки.

6.  развитие чувства композиции: умения создавать скульптурные группы из 2-3 фигур, передавая пропорции предметов, их соотношение по величине.

7. пополнение литературного багажа детей сказкой «Зимовье зверей»; выражения, эпитеты, сравнения.

Оборудование: д/п «Деревенский двор», силуэтные изображения построек для животных, доски, стеки, пластилин, подставка под коллективную композицию, книга «Зимовье зверей» в обработке И.Соколова – Микитова.

Предварительная работа: чтение стихотворения Е.Попляновой «Дождик», с/и «Чья мама?», с/и «Чей ребенок?», д/п «Жилища животных и птиц».

Словарная работа: коровник, хлев, свинарник, коза мекает, лошадь ржет, овца блеет.

Ход НОД:

1.Организационный момент.

Пальчиковое упражнение «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

 

2. Постановка цели.

- Ребята, а вы хотели бы отправиться в гости в деревню? Сегодня мы с вами побываем в гостях  в деревне у бабушки, дедушки и их внучки Танюшки, посмотрим, что у них там есть интересного. В деревню мы попадем, прогулявшись по лесу.

В лес отправимся гулять,                  Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдём                       Ходят «змейкой».

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали                               Бегут на носках.

По лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,                        Ходят высоким шагом.

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке                             Маршируют.

Мы весело шагаем.

- Вот мы и пришли. В деревне у дедушки с бабушкой было много животных. Кого там только нет! А как вы думаете, кого мы там увидим? /дети называют домашних животных, воспитатель выставляет фигурки из д/п «Деревенский двор»/

- Как этих животных можно назвать одним словом? Почему их называют домашними? (обобщить ответы детей…) Давайте посмотрим, как они живут у бабушки, дедушки и внучки Танюшки.

3.Работа над словарем.

- У домашних животных есть детёныши. Предлагаю вспомнить, как они называются?

У коровы детёныш называется…(телёнок)

У собаки детёныш называется… (щенок)

У козы детёныш называется…(козлёнок)

У кошки детёныш называется…(котёнок)

У лошади детёныш называется …(жеребёнок)

У свиньи детёныш называется…(поросёнок)

У овцы детёныш называется…(ягнёнок)

- Каждый детёныш знает, как его мама к себе подзывает.

Корова (что делает?) мычит.

Собака (что делает?) лает.

Кошка (что делает?) мяукает.

Коза   (что делает?) мекает.

Лошадь (что делает?) ржет.

Свинья (что делает?) хрюкает.

Овца  (что делает?) блеет.

- Звали домашние животные своих деток домой. А какие дома им построили дедушка и бабушка? (с/и «Отгадай, кто, где живет?»)

Корове построили (что?) коровник

Собаке построили (что?) конуру

Козе и овце построили (что?) сарай/хлев

Лошади построили (что?) конюшню

Кошке в доме хозяев местечко нашлось, на крылечке и на окошке.

Свинье построили (что?) свинарник

-А что еще человек делает для домашних животных?

4. Физминутка.

- Ждут мамы, ждут,  детки к ним не идут. Позвали родители на помощь Дождик. Попросили его, чтобы он землю полил, а кто из деток под него попадет пусть скорей домой идет.

Дождик бегает по крыше. Бом! Бом! Бом! / дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают  ладонями по спинкам друг друга/

По веселой звонкой крыше. Бом! Бом! Бом! /постукивают пальчиками/

Дома, дома посидите. Бом! Бом! Бом! /поколачивают кулачками/

Никуда не выходите. Бом! Бом! Бом! / растирают ребрами ладоней/

Почитайте, поиграйте. Бом! Бом! Бом! / кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями/

А уйду – тогда гуляйте. Бом! Бом! Бом! / поглаживают ладонями/

 5. Лексико – грамматический строй речи. Предлоги.

- А детки наши и не собираются домой. Они вместе с внучкой Танюшкой решили в прятки поиграть во дворе. Давайте посмотрим, кто куда спрятался?

Куда спрятался котенок? /на крылечке/

Куда спрятался теленок? / за коровник /

Куда спрятался поросенок? /в лужу/

Куда спрятался щенок? /под скамейку/

Куда спрятался жеребенок? / за домом/

Куда спрятались ягненок и козленок? /за забором/

- Всех нашла Танюшка. Скажите, откуда вышел…? /котенок, щенок, теленок, козленок, ягненок, жеребенок, поросенок/

6. Мелкая моторика. Лепка домашних животных.

- Вспомнили дети, что пора к мамам возвращаться, и каждый пошел искать свою маму. К кому пришел теленок (ягненок, котенок, поросенок, жеребенок, щенок)?

- Вот и нам пора возвращаться к себе домой. А давайте мы тоже себе сделаем в группу деревенский двор из пластилина и пригласим ребят из младшей группы посмотреть на наших домашних животных и их детенышей. /Дети разбиваются по парам, обговаривают, кто кого будет лепить./

7. Итог.

- Эта работа будет нам напоминать о всех домашних животных. А Танюшка тоже уехала в город и стала скучать по своим друзьям – животным. И теперь она знает много сказок про животных,  и нам в подарок одну сказочку прислала самую любимую. Мы сегодня прочтем сказку «Зимовье зверей» и, может, поймем, чем она так Танюшке полюбилась? /Чтение сказки «Зимовье зверей» в обработке И.Соколова-Миткова./

Заключение

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации. Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношения между людьми, выполнение правил общественного поведения. В отношении дидактических игр как к технологии в образовательном процессе на выходе имеем перечень критерий оценки речевого развития дошкольника (высокий уровень):

1. владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

2. развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, ответить, возразить, спросить, объяснить;

3. знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации.

       С точки зрения подготовки детей к школе в достижении ими высокого уровня речевого развития, словесные и настольно-печатные  игры соответствуют главному критерию оценки педагогической технологии – это ее эффективность и результативность.

Презентация к проекту /prezentacija_k_proektu.pptx

Список литературы

  1. Выготский Л.С.Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.[Текст] / Вопросы психологии 1966-№6.
  2. О.С.УшаковаРазвитие речи дошкольников как необходимое условие личностного развития.[Текст] /Педагогический университет «Первое сентября», 2011 г.
  3. Тумакова Г.А. Ознакомление ребенка со звучащим словом.[Текст] /Г.А. Тумакова.-М.,1990г.
  4. Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста.[Текст] /  Интернет-ресурсы.
  5. Н.А.Лукина, И.И. Никкинен Научи меня слышать.[Текст] / Н.А.Лукина, И.И.Никкинен.- С.-П. «Паритет»,2003г.
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz